Ещё совсем недавно трёхмерное компьютерное изображение казалось для нас чем-то фантастическим. Постепенно анимация и трёхмерное моделирование стали применяться не только в сфере кино и компьютерных игр, но и в архитектуре, науке, медицине, промышленности и, конечно же, ювелирном производстве.

3D-моделирование, с помощью которого создаются реалистичные трёхмерные объекты, позволяет «оживить» любые идеи художников. Мы расскажем вам о работе студии 3D-моделирования ALEXANDRIT 

Знакомьтесь: 3D-модельер

3D-модельеры появились на ювелирных предприятиях сравнительно недавно, но уже успели стать незаменимыми специалистами. Это настоящие волшебники, которые стирают границы между двумерным и трёхмерным пространством.

А если серьёзно, 3D-модельеры — это уникальные специалисты, которые владеют навыками дизайнеров, умеют работать с новейшими компьютерными программами и высокотехнологичным оборудованием и при этом знают технологию ювелирного производства.

3D Моделирование выполненное при помощи программ, таких как Rhinoceros/Matrix, Zbrush обладает высоким уровнем точности и возможностью реализовать самые необычные проекты в ювелирном дизайне, что позволяет еще на этапе моделирования оценить конечный результат и, в случае необходимости, внести изменения в модель.

3D-модельеры — это люди, с которых начинается непростой, но очень интересный процесс превращения нарисованной модели в реальное ювелирное изделие,

От эскиза — к модели

Если вы думаете, что с утверждением эскиза работа художника заканчивается, вы ошибаетесь. Для того чтобы нарисованное на бумаге украшение получилось таким, как задумывал автор, создание его трёхмерной модели происходит в тесном сотрудничестве художника и 3D-модельера.

Получив детально проработанный технический рисунок, модельер загружает его в 3D-редакторы. Именно в них с помощью различных инструментов и создаётся украшение — объёмная копия нарисованного художником эскиза.

Основа будущей виртуальной модели чаще всего напоминает кусок пластилина. Впрочем, всё зависит от программы, которую использует дизайнер — в ряде 3D-редакторов объёмные изображения создаются с помощью линий и тысяч многоугольников.

Для того чтобы полностью передать задумку художника, специалист по компьютерному моделированию прямо в программе накладывает на объёмное изображение прозрачный эскиз. Благодаря этому удаётся повторить каждую линию и сделать модель максимально точной.

В процессе работы художник может вносить коррективы, добавлять или убирать отдельные элементы. Автор украшения оценивает трёхмерное изображение с точки зрения общего эстетического впечатления, а вот все технические нюансы контролирует 3D-модельер.

Дизайнер должен ориентироваться не только на эскиз, но и учитывать некоторые технические характеристики, без соблюдения которых отлить украшение в золоте или серебре будет просто невозможно. К этим параметрам относятся, например, толщина металла, диаметр камней, их расстановка и т. д. Все подобные коррективы 3D-модельеру даёт технолог ювелирного производства.

Так, процесс создания трёхмерной модели позволяет заранее предугадать возможные «подводные камни» и скорректировать недочёты, которые могут проявиться при литье изделия из металла. Это даёт возможность производства украшений самого необычного дизайна.

Прототипирование

Компьютерный файл с моделью ювелирного изделия сохраняют в универсальном формате, после чего он передаётся для прототипирования — то есть создания уже реальной, а не виртуальной модели украшения с помощью 3D-печати.

Для этого используется полимерный или восковой принтер. До появления современного оборудования дизайнеры изготавливали прототип будущего изделия вручную, что отнимало намного больше времени и сил. Кроме того, трёхмерная печать позволяет выявить мельчайшие недостатки, которые на эскизах просто невозможно заметить. Как же действует 3D-принтер?

Принцип работы этого оборудования схож с обыкновенной оргтехникой, только вместо картриджей с краской — воск или полимер, а вместо плоской картинки — объёмная фигура. Получившиеся модели располагаются на виртуальном столе, после чего «выращиваются» с помощью полимера или воска (в зависимости от типа принтера).

Для прототипирования моделей мы используем оборудование c технологией SAS (Sliding-And-Separation), обеспечивая в результате минимальные опорные конструкции и лучшее в отрасли качество поверхности.

В качестве модельного материала используются фотополимерный воск для послойной 3D печати, который вытапливается (не выжигается!) как обычный инжекционный воск (температура плавления 55 °С), что позволяет не только получать поверхности высокого качества и максимальную скорость построения прототипа, но и производить вытапливание модели минуя какие либо специальные циклы прокалки опок в муфельной печи.

В восковом принтере используется два типа материала: поддерживающий и строительный. С помощью последнего слой за слоем и происходит «выращивание» модели. После этого её помещают в особую печку. Поддерживающий воск тает, а строительный, имеющий иную температуру плавления, остаётся. Объёмную модель помещают в растворитель, а затем просушивают.

Другой тип принтера предполагает изготовление прототипов из множества слоёв полимера, который застывает только под воздействием лазерных лучей.

Прежде чем отправиться на отливку, получившийся полимерный или восковой прототип ещё раз дорабатывается и только потом переходит на участок моделирования.